АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

Административное правонарушение – это действие или бездействие лица, влекущие нарушение норм закона (Гражданского, Налогового, Земельного, Трудового, На транспорте и т.д.)  за совершение которых Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» предусмотрено административное взыскание. Административное взыскание является мерой государственного принуждения, применяемой уполномоченными на то законом судьей, органами (должностными лицами) за совершение административного правонарушения. Административное взыскание выражается в лишении или ограничении прав и свобод лица, или в возложении на него обязательств (оплатить штраф, выполнить действия или воздержаться от них, арест) в порядке и на условиях, установленных Кодексом Республики Казахстан «Об Административных правонарушениях»

Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи и должностные лица уполномоченных государственных органов. Перечень административных правонарушений, рассмотрение которых относится к компетенции того или иного судьи или должностного лица, определяется законом. Закон устанавливает за лицом, в отношении которого ведется дело об административном производстве, право на рассмотрение его дела судьей, на основании  поданного им заявления.

Участниками производства по делам об административных правонарушениях являются:

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.  Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о надлежащем его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступало ходатайство об отложении рассмотрения дела. Закон устанавливает, что лицом в отношении которого может быть возбуждено дело об административном правонарушении являются:

  • физическое лицо (гражданин);
  • юридическое лицо (организация);
  • руководитель юридического лица, а так же физическое лицо, являющееся должностным лицом или выполняющее его функции.

Лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред является потерпевшим. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о надлежащем его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступало ходатайство об отложении рассмотрения дела. Потерпевший при производстве по делу об административном правонарушении может выступать через своих представителей. Представителями потерпевшего могут быть адвокаты и иные лица, при наличии у них полномочий на представление при производстве по делу об административном правонарушении законных интересов потерпевшего, оформленных в установленных законом порядке.

Защитником при судопроизводстве по делам об административных правонарушениях признается  лицо, осуществляющее в установленном законом порядке защиту прав и интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, и оказывающее ему юридическую помощь. В качестве защитников допускаются адвокаты, супруг (супруга), близкие родственники или законные представители лица, привлекаемого к административной ответственности.  Законом установлен ряд условий при которых обязательно участие защитника при производстве по делу об административном правонарушении, одним из которых является заявление (ходатайство) лица в отношении которого ведется дело  об административном правонарушении, об участии защитника.

Кроме вышеуказанных лиц, при рассмотрении дела об административном правонарушении к участию в деле могут быть привлечены: Свидетель, Понятой, Специалист, Эксперт, Переводчик, Прокурор.

СТАДИИ СУДОПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Возбуждение дела об административном нарушении 

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола о совершении административного правонарушения или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, а также с момента объявления судьей (судом) об установлении факта проявления неуважения к суду со стороны присутствующего в процессе лица в ходе судебного разбирательства.

Надо понимать, что исход рассмотрения дела об административном правонарушении, в большей степени определяется моментом до составления протокола об административном правонарушении, то есть периодом времени, который включает в себя время от начала события (административного правонарушения) до времени фиксации наступления события (административного правонарушения) посредством составления протокола об административном правонарушении.  Последний составляется уполномоченным должностным лицом по результатам обобщения данных, полученных на основании:

  • объяснительных, написанных  лицами, признанных участниками (сторонами) события, а также свидетелей;
  • протоколов осмотра, выемки, задержания и т.д.;
  • схем на которых отражены события и их участники (ДТП, местности, здания, оборудования и т.д.);
  • актов проверки;
  • медицинского освидетельствования;
  • аудио, видео и фотоматериалов, отснятых на месте событий или в момент их наступления;
  • иных документов и материалов имеющих отношение к рассматриваемому событию.


Поэтому до составления должностным лицом протокола об административном правонарушении, необходимо особое внимание уделять  составлению и содержанию (расстояние, время, место положения, вес и т.д.) объяснительных и схем, на которых отражено событие и участники расследуемого события. Однако не стоит упускать из вида также содержание аудио, видео и фотоматериалов, отснятых на месте события. Эти и вышеуказанные документы определяют позиции участников рассматриваемого события и  их последующий правовой статус.  Вышеуказанные документы являются фактическими данными, характеризующими  рассматриваемое событие, которые не могут быть изменены и эти данные как правило,  являются основными доказательствами при отстаивании впоследствии своей позиции при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Подготовка к рассмотрению дела, об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении направляется в течение 3 суток с момента его составления судье. После принятия решения о рассмотрении дела об административном правонарушении судья выносит определение в котором указывает время и места рассмотрения дела.

Рассмотрение дела об административном правонарушении

Общий срок для рассмотрения дела об административном правонарушении составляет 15 дней со дня получения судьей протокола об административном правонарушении. В назначенных месте и времени судья рассматривает дело об административном правонарушении.

В процессе рассмотрения дела об административном правонарушении судья выясняет, было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб, а также другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В обязательном порядке судья разъясняет лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности, разрешает заявленные отводы и ходатайства, оглашает протокол об административном правонарушении, а при необходимости – и иные материалы дела об административном правонарушении. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении судья исследует имеющиеся в деле доказательства.

Доказательствами по делу об административном правонарушении по правилам являются любые фактические данные, устанавливаемые объяснениями лица, привлекаемого к административной ответственности, показаниями потерпевшего, свидетелей, вещественными доказательствами, протоколами об административном правонарушении и иными доказательствами. Доказательства предоставляются судье  участниками процесса самостоятельно в ходе судебного заседания.

При необходимости участники процесса могут просить суд об обеспечении доказательств (сохранении, получения от третьих лиц). Следующие обстоятельства считаются установленными без доказательств, если в рамках надлежащей правовой процедуры не будет установлено обратного – правильность общепринятых в современной науке, технике, искусстве, ремесле методов исследования, знания лицом закона, знания лицом своих служебных и профессиональных обязанностей.

Решение по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении

Рассмотрев дело об административном правонарушении, судья выносит одно из следующих постановлений:

  • о наложении административного взыскания;
  • о прекращении производства по делу;
  • о передаче дела на рассмотрение судье, органу (должностному лицу), правомочному налагать за данное административное правонарушение взыскание иного вида или размера, а также о передаче дела на рассмотрение по месту учета транспортного средства.


Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела.  Копия постановления немедленно вручается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему, законному представителю физического лица, а также уполномоченному органу (должностному лицу), возбудившему дело об административном правонарушении, по их просьбе. В случае отсутствия указанных лиц копия постановления высылается в течение трех дней со дня его вынесения. В случае вынесения постановления об административном аресте копия постановления немедленно направляется прокурору.

Договориться о встрече с адвокатом