Налоговые споры
УЧАСТНИКИ НАЛОГОВОГО СПОРА
Налоговый спор порождается разностью взглядов на правильность установления, ведения, порядка исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Данный спор возникает в результате имеющихся противоречий и разногласий между налоговым органом, при осуществлении им полномочий в сфере налогового законодательства и налогоплательщиком, то есть физическим или юридическим лицом, являющимся плательщиком налогов и других обязательных платежей в бюджет.
В налоговом споре с одной стороны выступает налогоплательщик, а с другой стороны выступает государство в лице налогового органа или его должностного лица. Данный состав участников налогового спора зачастую налагает на него характер административно-правового спора. Особенность административно-правового спора характеризуется с одной стороны процессуальным равенством его участников, с другой -юридическим неравенством сторон при реализации норм материального права.
Процессуальное равенство участников налогового спора выражается состязательностью, то есть закрепленной законодательством возможностью для каждого из участников самостоятельно представлять доказательства, обосновывающие заявленные требования и возражения.
Юридическое неравенство сторон при реализации норм материального права, выражено властными отношениями государства по установлению, ведению и порядку исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также налоговой политикой, ориентированной на обеспечение финансовой потребности государства на основе соблюдения баланса его экономических интересов и интересов налогоплательщика. Процессуальное равенство и юридическое неравенство сторон определяют позицию той или иной стороны в налоговом споре и в конечном итоге результат его разрешения по существу в суде или в вышестоящем налоговом органе.
ВИДЫ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ
Налоговые споры условно можно разделить на два вида. Налоговые споры по жалобе налогоплательщика, поданной на уведомление, выставленное налоговым органом по результатам налогового контроля и налоговые споры по жалобе налогоплательщика, поданной на действия или бездействие должностного лица налогового органа.
Уведомлением налогового органа является сообщение о необходимости исполнения налогоплательщиком налогового обязательства, обязательств по исчислению, удержанию и перечислению обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, исчислению и уплате социальных отчислений, а также о возложении на налогоплательщика обязательства по совершению определенного рода действий, предписанных в уведомлении.
Виды уведомлений ограничены налоговым законодательством. Налоговый орган вправе направить в адрес налогоплательщика уведомление:
- об уплате исчисленных налоговым органом налогов;
- о доначислении сумм налогов и обязательных платежей в бюджет и их уплате, выявленных по результатам налоговой проверки;
- о предоставлении налоговой отчетности;
- о погашении налоговой задолженности;
- о предоставлении актов сверок взаиморасчетов с контрагентами, для последующего обращения взыскания на деньги на их банковских счетах, в счет погашения налоговой задолженности;
- об устранении нарушений, выявленных налоговым органом по результатам камерального контроля;
- об устранении нарушений налогового законодательства;
- о подтверждении местонахождения налогоплательщика.
Уведомление подлежит исполнению налогоплательщиком в указанные в уведомлении сроки. Налогоплательщику, несогласному с уведомлением необходимо подать жалобу на уведомление по желанию налогоплательщика в вышестоящий налоговый орган или суд. Жалоба на уведомление в вышестоящий налоговый орган подается в течение 30 рабочих дней, если иной срок не указан в уведомлении.
Жалоба на уведомление в суд может быть подана налогоплательщиком в течение 3 месяцев со дня получения уведомления. Исчисления сроков для подачи жалобы на уведомление начинается со дня, следующего за днем вручения налогоплательщику уведомления.
Подача жалобы на уведомление в вышестоящий орган или суд в сроки, установленные в уведомлении для его обжалования, приостанавливает действие уведомления до момента рассмотрения жалобы по существу и принятия по ней решения вышестоящим налоговым органом или судом. В случае неисполнения налогоплательщиком предписаний налогового органа, указанных в уведомлении и отсутствии жалобы налогоплательщика на уведомление, налоговый орган в отношении налогоплательщика применяет меры по обеспечению исполнения в срок налоговых обязательств и\или меры принудительного взыскания налоговой задолженности.
Налоговые споры, не связанные с рассмотрением жалобы на уведомление, выставленное налоговым органом по результатам налогового контроля, относятся к категории налоговых споров по жалобе, поданной на действия или бездействие должностного лица налогового органа.
Должностное лицо налогового органа при осуществлении своих полномочий в сфере налогового законодательства должно неукоснительно соблюдать нормы налогового законодательства. Подача жалобы на действия или бездействие должностного лица налогового органа обусловлена нарушением должностным лицом полномочий, предоставленных ему законом или неисполнением своих должностных обязанностей. Жалоба должна содержать описание действий или бездействия должностного лица и вызванные ими нарушения прав налогоплательщика, а также норму налогового законодательства, которая была нарушена должностным лицом налогового органа.
Действия или бездействие должностного лица налогового органа подлежат обжалованию в вышестоящий орган или суд в течение 3 месяцев с момента, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав. Подача жалобы на действия или бездействие должностного лица налогового органа не приостанавливает и не отменяет их до рассмотрения жалобы по существу налоговым органом или судом.
ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ ПО НАЛОГОВЫМ СПОРАМ
Решение, вынесенное по итогам рассмотрения налогового спора по существу, может быть обжаловано. Подача жалобы на решение по налоговому спору приостанавливает действие решения, до рассмотрения поданной жалобы по существу. Жалоба на решение по налоговому спору, вынесенное вышестоящим налоговым органом подается в уполномоченный орган в течение 30 рабочих дней со дня, следующего за днем получения решения, а в случае отсутствия решения со дня, следующего за днем подачи жалобы по налоговому спору в вышестоящий налоговый орган.
Жалоба на решение по налоговому спору, вынесенное судом, подается в суд вышестоящей инстанции в течение 30 дней со дня вынесения решения судом в окончательной форме. Решение уполномоченного органа или постановление суда вышестоящей инстанции, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы, поданной на решение вышестоящего налогового органа или суда, вступает в силу и подлежит исполнению с момента его вынесения.
ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ НАЛОГОВОГО СПОРА
Рассмотрение налогового спора по существу в вышестоящем налоговом органе или суде влечет наступление правовых последствий для участников налогового спора. Правовые последствия условно можно разделить на следующие виды:
- возникновение, прекращение или изменение прав и обязанностей участников налогового спора;
- возложение на участника налогового спора имущественной ответственности или освобождение от нее;
- привлечение участника налогового спора к административной ответственности;
- привлечение участника налогового спора к уголовной ответственности.
Правовые последствия определяют в свою очередь характер спора и место (орган), где данный спор подлежит рассмотрению. Гражданский спор рассматривается вышестоящим органом или районным судом по гражданским делам. Административно-правовой спор рассматривается как административное дело, возбужденное уполномоченным органом или районным судом по административным делам. Уголовное дело возбуждается уполномоченным органом и рассматривается районным судом по уголовным делам.
- характером совершенных действий или бездействия;
- размером причиненного ущерба гражданину, юридическому лицу или государству;
- стоимостью товара;
- суммой уплаты или неуплаты налога или иного обязательного платежа в бюджет и т.д.